Знойный июльский день, солнце печет невыносимо. От раскаленного асфальта так и пышет жаром, а впереди, насколько хватает глаз, мертвая пробка. В машине еще хуже: здесь жара не за 30 - за 50. К удушающему летнему зною подмешан угар выхлопных газов и приторный запах недогоревшего дизтоплива от соседнего грузовика. Вентилятор радиатора ревет почти без перерывов, стрелка указателя температуры подползает к красной черте...

Что за зверь?

Домашнему холодильнику вполне хватает скромного электрического компрессора, чтобы поддерживать внутри прохладу. Автомобильный же кондиционер может потреблять до 10 кВт мощности двигателя, что, естественно, не останется незамеченным.

Все знают, что закрытый салон автомобиля, оставленного под солнечными лучами на несколько часов, превращается в парник. Насколько может повыситься температура в салоне? В наших опытах участвовал новый БМВ-320i темно-синего цвета, оснащенный климатической установкой и атермальными стеклами.

Впрочем, южнее не редкость и куда более высокие температуры. Аналогичные эксперименты зарубежных коллег на юге Италии зафиксировали температуру воздуха в салоне более 80°С и нагрев окрашенных в темные цвета поверхностей - свыше 100°С. Будь металл автомобильного кузова потолще, на крыше впору было жарить яичницу.

Впрочем, не имеет значения, 50 или 70 градусов в салоне: то и другое неприемлемо. Оптимальной, комфортной температурой считают +24...26°С - добиться таких показателей в жару без кондиционера нереально.

Что может кондиционер? В наших экспериментах мы без особого труда достигли разницы более 10°С между наружной и внутренней температурами - без учета солнечного нагрева. Если же измерять температуру не в тени, а на открытой площадке, разница может превысить 20°С. Столь же внушительны отличия во влажности воздуха: если за окном 60%, то в салоне только 20%.

Между прочим, способность кондиционера понижать влажность воздуха можно с успехом использовать, чтобы предотвратить запотевание стекол. Для этого даже не надо направлять к ним охлажденный воздух. Просто включите кондиционер (только не в режиме рециркуляции!) - через пару минут стекла автомобиля станут прозрачными, даже если за окном дождь, а в салоне не вполне трезвые пассажиры. Главное - помнить: применение кондиционера в качестве "антизапотевателя" сродни наркотической зависимости - воспользовавшись им раз, вы больше не выключите его до конца поездки, или придется открывать окна. Жаловаться на чрезмерную прохладу нет повода - кондиционер можно использовать вместе с отопителем, тогда в салон будет поступать осушенный и подогретый воздух.

Или климат-контроль?

Главное ее достоинство в том, что она избегает крайностей и заботится о здоровье водителя и пассажиров. Порой трудно противостоять желанию направить в лицо струю прохладного воздуха. Между тем скорость потока на выходе из дефлекторов достигает 6-8 м/с, а его температура может опускаться ниже +3°С. Такой "прохладный ветерок" простудит любого "моржа", а незакаленного человека доведет до воспаления легких. Правильный климат-контроль намного тактичнее: здесь скорость потока не превышает 2-2,5 м/с, а температура - не ниже 10-12°С. Конечно, остывает салон медленнее, но шанс простудиться на порядок ниже. Другая особенность климат-контроля - приспособляемость к внешним условиям. Он быстро и адекватно реагирует на изменение освещенности или скорости автомобиля, не заставляя водителя отвлекаться от управления.

Маленькие хитрости

Мифы

Миф № 2: машины с кондиционером больше подвержены коррозии кузова. Это не так. Напротив, так как воздух в салоне суше, причин для появления ржавчины меньше. Излишняя влага, которая конденсируется на радиаторе теплообменника, отводится через трубку под машину. Ее появление в салоне - признак неисправности системы.

Миф № 4: кондиционер основательно ухудшает динамику автомобиля. Это справедливо лишь для микролитражек. Та же 100-сильная "Октавия" не показала заметной разницы в разгоне до 100км/ч и максимальной скорости (табл.2). Незначительный выигрыш в динамике без включенного кондиционера выявился только при замерах эластичности. Впрочем, вероятно, что в режиме "газ в пол" компрессор автоматически отключается. Так как аналогичные замеры, проведенные на литровом "Сузуки-Свифт", показали увеличение времени разгона до 100км/ч на 2,2с, ухудшение эластичности на IV передаче на 7,1с, а на V - на 19,5(!)с.

Альтернативы

Первое - цвет. Жители южных стран неспроста предпочитают белые машины - они меньше нагреваются, причем разница в температуре темного и светлого кузовов может превышать 20°С. Второе средство - вибро- и шумоизоляция между крышей и обивкой потолка. Она помогает уменьшить не только шум, но и нагрев салона солнцем. Кстати, тридцать лет назад "ленд-роверы" для африканских стран имели не просто белую крышу, а специальную, двойную (верхний лист был приклепан через проставки и обеспечивал примерно двухсантиметровый зазор). Похожее решение применялось и на итальянском "ФИАТ-Кампаньола".

И все же весомой альтернативы автомобильному кондиционеру нет. Изменятся схемы управления, хладагенты, конструкция привода компрессора, но дальнейшее его распространение предопределено - стремление к комфорту неискоренимо. Очевидно и то, что автоматические климатические установки со временем вытеснят на большинстве машин кондиционеры с ручным управлением - ведь они не только снижают нагрузку на водителя, но и заботятся о здоровье пассажиров.

Автомобильный кондиционер может потреблять до 10 квт мощности двигателя. Включите кондиционер - через пару минут стекла станут прозрачными. Скорость потока на выходе из дефлекторов достигает 6-8 м/с, а его температура может опускаться ниже +3°с. В оттепель хотя бы на пару минут в день включайте кондиционер - это продлит его жизнь.