Одним из ключевых вопросов для автомобилиста в Украине является вопрос выбора между бензинами А95 и А92, который сводится к шекспировскому «быть или не быть?».

Постоянное подорожание бензина способствует желанию водителя пересматривать свой стандартный выбор, а нефтетрейдеров организовывать целые рекламные кампании в пользу качественного импортного А92.

Эксперты AutoVisio и попытались разобраться, что лучше - 92-й европейского качества или 95-й украинского...

Какая разница

Итак, бензин А-95 Евро соответствует экостандартам Евро-4, но он, как ни крути, дорогой. Когда производитель современной иномарки рекомендует А-95, то он, скорее всего, имеет ввиду именно такого качества бензин.

Бензин А-95 украинского производства. Он едва дотягивает до Евро-3. Двигатель на нем, конечно, работает, но при этом вся сера (которой в данном бензине в 10 раз больше, чем в бензине Евро-4) «подъедает» мотор и выхлопную систему. Процесс «подъедания» длительный, как кариес, поэтому сразу его не заметить.

Бензин А-92 в Украине в основном бывает отечественного и белорусского производства. С отечественным все понятно, белорусский же на некоторых АЗС приближен к нормам Евро-4 - практически «на одно лицо» с А-95 Евро, но с небольшим отличием в октановом числе и с явной тенденцией к прогрессу. Если в начале 2010 года этот бензин отвечал требованиям украинского стандарта ГОСТ 4063-2001 или Евро-3, то ближе к лету 2010 года по показателям «содержание серы», «содержание бензола» и «содержание ароматических углеводов» этот продукт приблизился к требованиям ГОСТа 3849:2009 и Евро-4».

Мнения специалистов

Без технических специалистов разобраться в данном вопросе невозможно. За пояснениями и просвещением AutoVisio обратилось на сервисные станции официальных автомобильных импортеров. Всем был задан один единственный вопрос: «Какой бензин для авто лучше – А-92 белорусского производства, или наш, отечественный»?

По сути, импортеры и дилеры рекомендует только то, что рекомендует производитель. И это не удивляет. Поэтому AutoVisio решило обратиться к специалистам по ремонту и обслуживанию автомобилей, которые не имеют отношения к официальным представительствам тех или иных марок.

Механик крупной автомобильной компании Дмитрий поведал, что если завод-изготовитель автомобиля рекомендует топливо не ниже А-92, то очевидно, что лучше заливать белорусский А92 чем украинский А95: «Возможные преимущества от октанового числа А95 украинского бензина абсолютно не существенны по сравнению с тем вредом, который может оказать на топливную систему украинский бензин А95, сертифицированный по ГОСТу 2001 года…»

К слову, можно вспонмить о самых популярных в Украине иномарках. Это Chevrolet, Daewoo, Chery, Volkswagen, Skoda, Seat, Toyota, Nissan и даже Audi. Модельный ряд большинства из упомянутых производителей включает в себя двигатели 1,6, 1,4 и пр. Особенно это касается моделей группы Volkswagen, самыми популярными из которых как раз и являются версии с двигателями 1.6 MPI!, которых разрешает заправлять 92-м сам производитель. Такой двигатель устанавливают на Skoda Octavia, Seat Leon, Seat Toledo, VW Golf и не только. Есть еще и моторы FSI, требующие А95 или А98, но как рассказал один из сотрудников станции VW/Seat/Skoda, даже при потреблении 95-го с присадками они порою отказываются ехать или загорается индикатор неотработки выхлопных газов. Причем загорается так называемый «чек», свидетельствующий о некачественном бензине, и при заправке 95-м версий с 1.6 MPI, тогда как на 92-м подобные проблемы - редкость:

«К нам часто приезжают жертвы "бодяжного" 95-го. Уверяю, что также часто они посещают и дилерские СТО, где клиентам рекомендуют чуть ли не ставить новую топливную систему. А все потому что наш "пятый" далеко не такой, как в Европе. И дело тут не столько в октановом числе, сколько в сере. Она то и засоряет двигатель! И сколько бы присадок не лепили наши НПЗ, меньше серы в украинском 95-ом от этого точно не будет. А вот 92-й "бодяжить" смысла нет, поэтому зачастую он идет более-менее чистый, а значит - меньше риск загрязнения топливной системы. Да и, кстати, хочу сказать, что процентов 60-70 из курсирующих по Украине иномарок изначально предназначены для 92-го…» - считает директор СТО "VW/Seat/Skoda".

У официального дилера марки Seat - компании «Авто-Киев», сообщили следующее: «Да, действительно моторы 1.6 MPI можно заправлять 92-м бензином, о чем свидетельствует соответствующая надпись производителя на крышке бензобаке. Что касается других моторов - тут зависит от наличия турбины, степени сжатия и вообще современности мотора. Чем новее двигатель, тем он технически совершеннее и, соответственно, требует лучшего по качеству бензина. Если упустить количество серы и прочее, то октановое число для турбо-версий вообще должно быть 98. Это в идеале. Поэтому если турбина есть - однозначно нельзя заливать 92-й. Что касается степени сжатия, если она не превышает 10,5 - владелец авто с таким мотором может заливать "второй" бензин, но перед этим лучше, конечно, заглянуть в сервисную книжку, где указана марка рекомендуемого топлива».

AutoVisio изучило технические характеристики автомобилей, которые стали бестселлерами в Украине по итогам 2010 года. Вот их список и степень сжатия наиболее популярных модификаций моторов (дизельные и турбо-моторы - не в счет!):

Лидер продаж малого класса: Chevrolet Aveo (двигатель - 1,6. Степень сжатия - 9,5).
Лидер продаж компактного класса: Renault Logan (двигатель - 1,4. Степень сжатия - 9,5).
Лидер продаж среднего класса: Volkswagen Passat (двигатель - 2,0 FSI. Степень сжатия - 11,5).
Лидер продаж бизнес-класса: Toyota Camry (двигатель - 2,4. Степень сжатия - 9,8).
Лидер продаж люкс-класса: Mercedes-Benz S-Klasse (двигатель - 5,0. Степень сжатия - 11,37).
Лидер продаж - кроссовер: Hyundai Tucson (двигатель - 2,0. Степень сжатия - 10,1).
Лидер продаж - внедорожник: Ssang Yong Kyron (двигатель - 2,3. Степень сжатия - 10,4).
Лидер продаж - минивэн: Nissan Note (двигатель - 1,4. Степень сжатия - 9,9).
Лидер продаж - грузопассажирский автомобиль: ZAZ 11055 (двигатель - 1,2. Степень сжатия - 9,5).
Лидер продаж - купе или кабриолет: Kia Cerato Koup (двигатель - 1,6. Степень сжатия - 10,5).

Вывод? Всего 2 из 10-ти автомобилей-бестселлеров нежелательно заправлять 92-м! Но...

...как быть автомобилистам, которым по инструкции нужно заливать бензин не меньше чем А-95?

Здесь уже нужно выбирать: октановое число ниже нормы заявленной производителем или в разы завышенные норма серы, бензола и ароматических углеводородов рекомендуемые производителем. Как минимум три против одного. Так всё же как быть - лить «второй» или «пятый»? Ответ на этот вопрос дали эксперты из журнала «За рулем». Для эксперимента они взяли две вазовские "десятки", владельцев которых завод-изготовитель обязывает заправляться только 95-м бензином (информация об этом указывается на лючке бензобака). В бак одного автомобиля залили «второй» бензин, в бак другого – «пятый». Затем эксперты замерили динамику разгона машин, максимальную скорость, а также средний расход топлива (на скоростях 60, 90 и 120 километров в час). Как показывают результаты, разница в поведении автомобиля есть - на высокооктановом топливе он едет ровнее и увереннее. Но это отличие в любом случае не столь значительно.

Не менее спорный вопрос и о том вреде, который якобы может нанести долгое использование «второго» бензина. Как правило, все обычные современные двигатели, утверждают эксперты, оснащены так называемым датчиком детонации, который перенастроит мотор под безболезненное "переваривание" бензина с невысоким октановым числом (впрочем, если фирменная сервисная служба настаивает исключительно на 95-м, то лучше не рисковать, по крайней мере, в период действия гарантии). Зачастую, говорят специалисты, важнее не октановое число, а качество бензина. Скажем, поставляемый на украинские заправки из Белоруссии 92-й может оказаться куда лучше сомнительного местного 95-го, что подтверждают результаты исследований AutoVisio:

Но как быть с расходом топлива, который как традиционно считается, может вырасти из-за более низкого октанового числа и вся экономия насмарку. И вырастит ли? А может наоборот? Здесь можно много теоретизировать, но для максимальной объективности можно все проверить путем эксперимента.

Эксперимент


Решено было использовать бензогенератор мощностью 0,8 кВт с паспортным потреблением топлива 160 г/кВт/ч (реальный оказался чуть больше). В качестве нагрузки использовали лампочку на 0,5 кВт, и давай засекать расход бензинов А-92 (белорусский), А-95 украиского производства.

Проблема была в замере расхода. Так вот, пришлось подавать бензин из мерного стаканчика в топливную систему, минуя топливный бак. Измеряли следующим образом: генератор работал на определенном бензине 10 минут, после чего, не выключая агрегат, снова доливали бензин, и засекали время, за которое «сгорит» 50 г бензина.

Спустя полчаса после остывания генератора, эксперимент повторялся с другим бензином. В один день было проведено два цикла испытаний и еще один на следующий день.

Экперимент показал: оба бензина в среднем горели одинаково

Выводы

«Вскрытие» показало, что под нагрузкой обе марки топлива работают одинаково. Можно как угодно поддавать критике такую модель эксперимента, ведь двигатель двигателю рознь, но факт налицо. Похоже , что разница в расходе находится в рамках погрешности, а эксперимент и химический состав говорят о том, что А92 бензин белорусского производства сможет снизить негативные последствия влияния растущих цен на топливо. Но выбор всегда за Вами. Если учесть, что, скажем, расход одинаковый как на «втором», так и на «пятом», то выходит следующее:

Скажем, среднестатистический автомобиль потребляет в смешанном цикле 10 литров топлива. Учитывая нынешние цены на бензин (8,99 - А-95, 8,44 - А-92), получаем при 100 км езды в 4,4 грн экономии, при 1000 км - 44 грн, при 10 000 км - 440 грн, а при 30 000 (среднегодовый пробег) - 1320 грн. И это не учитывая потенциальную опасность более раннего выхода из строя свечей и других негативных факторов влияния повышенного содержания серы и других веществ в отечественном А-95. Также надо понимать, что бензин будет дорожать, а разница в стоимости между бензинами может стать еще пугающей.

Источник: http://auto.ria.ua/news/events/186741